Адвокаты по наркотикам

Неоправданные ожидания об изменении порядка возбуждения уголовных дел о сбыте наркотиков. Поправки в ст.140 УПК РФ.

Или очередные поправки в антинаркотическое законодательство в интересах полиции

Пятого апреля президентом был подписан закон, вносящий поправки в ст.140 УПК РФ, в части запрета возбуждения уголовных дел о незаконном сбыте наркотиков только по факту обнаружения в организме человека следов их употребления.

При этом такое возбуждение уголовных дел запрещается только в случае отсутствия достаточных данных о факте передачи наркотиков.

«Не может служить основанием для возбуждения уголовных дел о преступлениях, предусмотренных статьями 228.1 и 228.4 Уголовного кодекса Российской Федерации в части незаконного сбыта наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, прекурсоров наркотических средств или психотропных веществ, растений, содержащих прекурсоры наркотических средств или психотропных веществ, либо их частей, содержащих прекурсоры наркотических средств или психотропных веществ, сам факт нахождения лица в состоянии наркотического опьянения или обнаружения в теле человека наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов в отсутствие достаточных данных, указывающих на факт их передачи в нарушение положений Федерального закона от 8 января 1998 года N 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах».

Освобождение
Фото из открытых источников

При этом инициатор данных изменений – Правительство РФ в пояснительной записке при внесении закона на рассмотрение громко заявляет, что данные изменения преследуют цель исключения фактов необоснованного возбуждения дел по статьям 228.1 и 228.4 УК РФ, и как следствие незаконного привлечения к уголовной ответственности.

И как следствие на фоне декларации Правительства РФ об изменении законодательства исключительно в интересах граждан, в обществе были сформированы ожидания на положительные изменения в законодательстве, устраняющие возможности незаконного уголовного преследования за сбыт наркотиков. И возможного пересмотра сфабрикованных сотрудниками полиции уголовных дел.

Ну и конечно в очередной раз сформировано общественное мнение о заботе нашего государства об интересах граждан.

Однако, исходя из буквального толкования принятого закона, то, что декларировалось как цель его принятия, на практике оказывается очередным фэйком, и данный закон не улучшает положения подозреваемых, обвиняемых или незаконно осужденных за сбыт наркотических средств или психотропных веществ.

При этом намного упрощает деятельность сотрудников полиции, так как позволяет не возбуждать им уголовные дела по каждому факту медицинского освидетельствования, в ходе которого выявлено наркотическое опьянение.

Другими словами, значительно уменьшает количество так называемых «висяков», которые лежат мертвым грузом и никогда не будут раскрыты.

Что касается формулировки «в случае отсутствия достаточных данных о факте передачи наркотиков», никаких разъяснений о том, что это за данные и в каком виде они должны быть оформлены новый закон не дает.

И на мой взгляд принятый закон никаким образом не ограничивает сотрудников полиции в возбуждении уголовных дел и привлечении к уголовной ответственности лиц непричастных к совершению сбыта наркотиков. То есть, в данной части ничего не изменилось и положение осужденных не улучшилось.

Не могу не отметить, что изначально внесенный законопроект предусматривал запрет на возбуждение уголовных дел при отсутствии сведений о наименовании и массе наркотического средства или психотропного вещества. Однако, он был отклонен Советом Федерации и возвращен для доработки.

И в такой, первой редакции, была небольшая надежда на возможность его применения, в том числе в отношении уголовных дел возбужденных исключительно на основании результатов медицинского освидетельствования, в ходе которого было установлено только наименование наркотика, но не установлена его масса.

Поправки в УК
Фото из открытых источников

И в которых основной доказательственной базой являлись показания лица, у которого установлено наркотическое опьянение, указавшего на якобы сбытчика, тиражированные при проведении многочисленных следственных действий, при отсутствии иных прямых доказательств. И таких дел, по которым вынесены обвинительные приговоры не мало!

Возможно, законопроект в первой редакции и содержал минимальные риски ухода от уголовной ответственности для действительно виновных в сбыте наркотиков лиц, но в свою очередь мог устранить негативные последствия для незаконно привлеченных к уголовной ответственности.

При этом я лично твердо убежден, что закон должен действовать по принципу «лучше оправдать несколько виновных, чем осудить одного невиновного»!

Но, как известно текст закона был изменен. И теперь он не оставляет надежд на улучшение положения в данной сфере.

Подводя итог хочу выразить свое мнение о принятом законе и предшествующему его принятию созданному информационному фону, которое заключается в том, что органы власти декларируя изменения в антинаркотическое законодательство в интересах граждан, на практике действуют исключительно в интересах правоохранительных органов, упрощая их работу.

Не хочу искать виноватых, но факт остается фактом, говорили об одном, а на практике совсем другое!

Артем Цесельский

Артем Цесельский

Юрист, правозащитник. Основатель и руководитель компании "Консультант по ст.228 УК РФ".
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru