Часто мне задают вопросы об отношении к наркополитике, проводимой в нашем государстве, и моём мнении о справедливости действующего уголовного законодательства в сфере оборота наркотиков. Хочу начать с того, что Наркотики – большое зло, и их распространенность и доступность в нашей стране приводит к серьезным последствиям не только для конкретного человека их потребляющего, но и к деградации активных социальных групп общества.
Как правило, употребление наркотических средств распространено именно в молодежной среде, это молодые люди в возрасте до 25 лет — это студенты, или ребята, недавно закончившие учебные заведения и находящиеся в начале своей трудовой деятельности, поиске себя в жизни. И именно молодые люди, находящиеся сейчас в данном возрасте, впоследствии будут являться основой нашего общества.
В меньшей степени употреблению наркотических средств подвержены семейные мужчины от 25 до 35 лет, имеющие детей, стабильную работу и устоявшееся положение в обществе. Зачастую это молодые люди небольшого или среднего достатка. Итак, на мой взгляд, действующая система борьбы с употреблением и распространением наркотиков в России является малоэффективной, и направлена в первую очередь не на устранение причин доступности самих наркотиков, и как следствие их незаконного оборота, а на создание видимости эффективной борьбы правоохранителей с их распространением.
Другими словами, сотрудники органов умело пользуются существующей правоприменительной практикой в этой сфере. Ведь она позволяет им не проводить требующую многочисленных усилий и времени кропотливую работу по установлению организаторов наркобизнеса в России, пресечения оптовых каналов поставки наркотиков в Россию, установлению мест их производства, или вербовщиков молодежи в так называемые закладчики. Не могу сказать, что такая работа вообще не проводится, конечно проводится, но к сожалению ее масштабы оставляют желать большего.
Большинство же результатов правоохранителей в борьбе с оборотом наркотиков достигается именно за счет выявления и совершения преступлений в отношении действий, совершенных с разовыми дозами наркотиков. И видимость эффективности работы создается за счет количества выявленных фактов приобретения, хранения наркотических средств и психотропных веществ и их сбыта в крупном размере, которые квалифицируются следствием и в дальнейшем судами как тяжкие и особо тяжкие преступления.
Ведь как красиво отчитываться руководителям правоохранительных органов о большом количестве раскрытых тяжких и особо тяжких преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков. Но при внимательном рассмотрении получается, что так называемый «крупный размер» для распространенных в настоящее время наркотиков составляет количества вещества более 0,25 грамма (четверти грамма) или одного грамма. А именно хранение крупного размера это уже ч.2 ст.228 УК РФ с наказанием от 3 до 10 лет лишением свободы и уже тяжкое преступление. При этом сбыт такого же количества, под которым закон понимает почти любую передачу наркотика иному лицу, уже ч.4 ст.228.1 УК РФ с наказанием от 10 до 20 лет лишения свободы.
И как указывалось выше, зачастую одна-две разовых дозы уже составляют крупный размер. И здесь важное значение имеет тот факт, что в чистом виде самые распространенные у нас наркотики, так называемые курительные смеси, амфетамин и т.д., до потребителя никогда не доходят и как правило представляют собой смесь наркотика и нейтрального компонента (лечебные травы из аптеки, нейтральные лекарственные средства и т.д.). При этом, чистого наркотика в данной смеси содержится очень маленькое количество, которое может быть в десятки раз меньше количества нейтрального компонента не являющегося запрещенным, выступающим исключительно в качестве основы с целью удобства употребления для действующего наркотического вещества, в связи с его мизерным количеством. И вот мы подходим к первой проблеме нашего законодательства.
Несмотря на малое содержание действующего наркотического средства в смеси, закон работает таким образом, что для их самых распространенных видов, размер определяется весом всей смеси, то есть с учетом нейтральных компонентов, которые сами по себе наркотическими средствами и психотропными веществами не являются. Другими словами, для большинства разновидностей веществ чистый наркотик из них не выделяется и отдельно его масса не устанавливается, как не устанавливается и концентрация действующего наркотического средства в первоначальном веществе. И, как следствие, так называемый не запрещенный законом нейтральный компонент, выступающий исключительно в качестве основы для чистого наркотического средства или психотропного вещества, с целью удобства его употребления, фактически приравнивается к самому наркотику.
В итоге человек фактически привлекается к ответственности, помимо манипуляций с чистым наркотическим средством, и за якобы совершение преступления с нейтральным компонентом как с наркотиком, что на мой взгляд является крайне несправедливым. Такая позиция государства в данной сфере неминуемо ведет к необоснованному уголовному преследованию, или тяжести уголовного наказания людей, целью которых было приобретение, хранение или сбыт наркотиков в минимальных, разовых дозах. При этом, формально такое правоприменение является законным.
Не являясь специалистом по степени воздействия наркотиков на организм человека в зависимости от их химического состава и принятого количества, не берусь оспаривать обоснованность утвержденных Постановлением Правительства РФ №1002 значительного, крупного и особо крупного размеров наркотических средств и психотропных веществ. Однако уверен, что нет необходимости обладать специальными знаниями для вывода о несоразмерности ответственности за незаконные действия с веществами, содержащими в своем составе наркотические средства в разных пропорциях с нейтральным носителем (компонентом), хотя и имеющих общую итоговую массу.
Возьмем два вещества, в первом веществе содержится 100% действующего наркотического средства (оно является чистым без добавления веществ наркотиками не являющихся), допустим его общая масса составит 0,25 грамма, что для некоторых запрещенных веществ составляет крупный размер. И второе вещество, в котором содержится 10% чистого наркотического средства и 90% нейтрального вещества. Причем, как следует из нынешних реалий именно второе вещество будет составлять от 1 до 3 разовых доз употребления, при той же массе 0,25 грамма. Тогда как первое вещество будет содержать в себе в десять раз больше разовых доз, то есть от 10 до 30, при той же массе.
Но, в условиях действующей наркополитики человек, совершающий действия с первым веществом, будет нести одинаковую уголовную ответственность с человеком, действующим со вторым веществом. А где же соразмерность и справедливость назначаемого наказания? Ведь фактически для суда назначающего наказания вещества как в первом, так и во втором случае равнозначны или простыми словами количество содержащихся в веществах доз наркотика не устанавливается.
На мой взгляд, абсолютно очевидно, что опасность совершенного преступления с веществом, в котором содержится тридцать разовых доз наркотика, в разы превышает общественную опасность манипуляций с веществом в три разовых дозы. Не хочу вдаваться в размышления об опасности для общества последствий незаконных действий с тридцатью дозами, но такая опасность на порядок выше, также как и возможные негативные последствия.
Например, внезапно возникший умысел на продажу изначально хранимого в большом количестве наркотика для себя, по просьбе знакомого. Нет смысла отрицать, что наркозависимый который приобрел для себя 1-3 разовых дозы, с очень маленькой долей вероятности продаст или передаст их кому-то, так как наркотическую ломку никто не отменял. И, на мой взгляд, в данной части действующее законодательство подлежит реформированию для исправления несправедливого подхода при установлении размеров наркотических средств и психотропных веществ. Да и само решение лежит на поверхности, необходимо лишь устанавливать количество чистого наркотического средства или психотропного вещества.
В таком случае уголовная ответственность лица, совершающего, например, хранение второго вещества с меньшим содержанием наркотического средства будет квалифицироваться не как хранение в крупном размере с мерой ответственности от 3 до 10 лет лишения свободы, а как хранение в незначительном размере, что подразумевает административную ответственность, или как хранение в значительном размере – до 3 лет лишения свободы, при иной пропорции содержания чистого наркотика.
Учитывая, что Верховным судом ведется целенаправленная политика по гуманизации уголовного наказания, которая позволяет не вешать на человека ярлык судимого, особенно это касается преступлений легкой и средней тяжести, совершенных впервые, данные изменения будут способствовать поставленным целям. Ведь в таком случае, большинство тяжких преступлений по хранению наркотиков в разовых дозах будут переведены в разряд административных нарушений или в категорию преступлений небольшой тяжести. И в свою очередь позволит избежать судимости и сделать выводы о недопустимости дальнейшего совершения преступлений.
При этом, такая мера позволит выделить из общего количества граждан именно лиц, причастных к целенаправленному распространению наркотиков, учитывая объемы действующих наркотических средств (количества разовых доз), и привлечь их к заслуженной уголовной ответственности по всей строгости закона. Конечно, данная мера потребует определенных усилий со стороны государства, таких как разработка методических рекомендаций по проведению данных экспертиз, повышению квалификации экспертов, модернизации оборудования для проведения экспертизы и т.д. В свою очередь, необходимо признать, что правоохранительные органы не заинтересованы в выделении чистого наркотического средства из изъятых смесей, так как данная мера коренным образом снизит показатели эффективности их работы – количество раскрытых тяжких и особо тяжких преступлений.
Кроме того, в настоящее время в местах лишения свободы находится большое количество осужденных за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков, приговоры в отношении которых необходимо будет пересматривать. Что представляет определенные трудности, так как сами наркотические средства уже уничтожены и проведение новой химической экспертизы невозможно. Но и здесь можно найти решение. Уверен, что, учитывая социальную направленность нашего государства, в первую очередь именно такая мера будет напрямую способствовать восстановлению справедливости в сфере наказаний за незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ.