4 июля Минюст России вынес на общественное обсуждение проект приказа об утверждении Порядка конвоирования по плановым маршрутам содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы осужденных и лиц, заключенных под стражу, специальными подразделениями уголовно-исполнительной системы по конвоированию. В частности, документом предусмотрена перевозка инвалидов-колясочников, беременных женщин и женщин с детьми на отдельных специальных автомобилях
В пояснительной записке отмечается, что во исполнение подп. 5.5 п. 5 Плана мероприятий по реализации Концепции развития УИС РФ на период до 2030 г. проектом приказа устанавливаются права и обязанности подозреваемых, обвиняемых и осужденных при конвоировании, предусматривается улучшение условий перемещения осужденных и лиц, заключенных под стражу, специальными подразделениями уголовно-исполнительной системы по конвоированию, в том числе женщин со сроком беременности свыше 6 месяцев и женщин с детьми, а также конвоируемых лиц, являющихся инвалидами с ограниченными возможностями передвижения.
Кроме того, проектом приказа сокращаются нормы посадки конвоируемых лиц на 30% в общих камерах спецавтомобилей при конвоировании на расстоянии свыше 200 километров, а также при среднесуточной температуре окружающего воздуха в летний период свыше 25 градусов по Цельсию, что позволяет улучшить условия перевозки. Также предусмотрен запрет размещения в одиночных камерах спецавтомобилей осужденных и лиц, заключенных под стражу, с крупным телосложением. Помимо этого, предусмотрены и регламентированы санитарные остановки для вывода в туалет и создания необходимых условий для приема пищи на автодорожных маршрутах, время движения по которым превышает шесть часов.
Согласно документу перевозка осужденных и лиц, заключенных под стражу, являющихся инвалидами с ограниченными возможностями передвижения (инвалидов-колясочников), беременных женщин и женщин с детьми предполагается на отдельных специальных автомобилях, а на дальние расстояния − воздушным транспортом. При этом инвалидам спецтранспорт предоставляется только при наличии технической возможности. Кроме того, предусмотрено размещение конвоируемых лиц в камерах спецавтомобилей с учетом перевозимых ими личных вещей, а время непрерывного пребывания в специальных вагонах не должно превышать трех суток.
Для медицинского сопровождения конвоируемых лиц, которые по заключению врача нуждаются в этом, будут назначаться медицинские работники филиала медицинской организации УИС. При назначении конвоируемым лицам лекарственных препаратов медработник будет формировать пакет с ними.
В комментарии «АГ» председатель Казанской коллегии адвокатов Республики Татарстан «Читая Закон» Юлия Загайнова указала, что разработка проекта показывает последовательное движение к гуманизации исполнения наказания. «Перемещение осужденных в транспортных средствах должны осуществляться в соответствии с принципами законности и справедливости, и улучшение условий при конвоировании исключит жестокое или унижающее человеческое достоинство обращение. Особенного одобрения заслуживают предложения по улучшению условий конвоирования беременных женщин и женщин с детьми. Новый проект приказа предусматривает допустимость их перемещения только при наличии медработника и при определенных условиях специальным транспортом», − отметила она.
Как заметил адвокат АП Ленинградской области Ростислав Зимин, несмотря на то, что в последнее время Россия денонсировала ряд международных соглашений, затрагивающих вопросы соблюдения прав и свобод человека, корректировка пенитенциарной системы осуществляется с ориентацией на гуманизацию и обеспечение минимального набора прав и свобод лиц, подвергшихся уголовному преследованию.
Предложенный проект обеспечивает реализацию некоторых положений Женевской конвенции 1955 г. «Об утверждении минимальных стандартных правил обращения с заключенными». Вместе с тем, полагает он, приказ необходимо дополнить рядом положений, которые позволили бы не только обеспечить безусловную реализацию прав и законных интересов лиц, подвергшихся уголовному преследованию, но и избежать возможных злоупотреблений со стороны должностных лиц УИС.
Ростислав Зимин отметил, что документом не регламентировано, на каком этапе и каким образом положения Правил перевозки будут доводиться до подозреваемых, обвиняемых и осужденных. В целях оперативного решения вопросов сокращения норм посадки в случаях, указанных в проекте приказа, целесообразно было бы наделить указанными полномочиями начальника караула, осуществляющего транспортировку подозреваемых, обвиняемых и осужденных. Кроме того, положения п. 34 и 35 проекта содержат противоречащие положения, реализация которых на практике может привести к нарушению прав и законных интересов инвалидов, перевозка которых требует обязательного соблюдения определенных условий. В частности, согласно п. 34 перевозка инвалидов и больных лиц может осуществляться на специальном транспорте лишь при его наличии, а в случае его отсутствия они перевозятся в общем порядке. При этом проект приказа не уточняет, лица с какими группами инвалидности подпадают под действие этого пункта. Вместе с тем п. 35 не содержит оговорки о наличии специального транспорта.
Адвокат добавил, что проект приказа не предусматривает обязанность начальника караула или должностных лиц учреждений, принимающих подозреваемых, обвиняемых, осужденных по вручению копии протокола, что необоснованно нарушает права перемещаемых лиц на обжалование данного протокола в установленном законом порядке и может привести к случаям злоупотреблений со стороны должностных лиц УИС. Также Ростислав Зимин обратил внимание, что в проекте не отражено положение о том, что обыск и осмотр конвоируемых лиц с их раздеванием при передаче в учреждение УИС в обязательном порядке должен осуществляться лицами одного с ними пола.
Адвокат филиала «Технологии защиты» Башкирской республиканской коллегии адвокатов Рустам Исянаманов указал, что предлагаемый порядок конвоирования в целом соответствует тренду на гуманизацию условий отбывания осужденными наказания, который заложен в утвержденной в 2021 г. Концепции развития УИС на период до 2030 г. «Принятие разработанного Минюстом порядка конвоирования облегчит участь лиц, отправленных, как говорят, “по этапу”, известному своими крайне тяжелыми условиями. То, что режим конвоирования подробно детализирован, также позитивно характеризует эту инициативу», − отметил он.
Вместе с тем, по мнению Рустама Исянаманова, не до конца проработана процедура принесения конвоируемыми лицами жалоб, которые у них могут возникнуть в связи с возможными нарушениями режима и условий конвоирования. «Предлагаемым порядком установлено право конвоируемых обратиться с жалобами к начальнику конвоя или его помощнику, однако последних это фактически ни к чему не обязывает, ввиду чего у должностных лиц конвоя остается пространство для злоупотреблений. В этой части целесообразно регламентировать действия должностных лиц, осуществляющих конвоирование, при поступлении им жалобы заключенного, например, как минимум возложить на них обязанность зафиксировать сам факт поступления жалобы, чтобы в дальнейшем вышестоящие должностные лица ФСИН или прокуратуры имели возможность провести проверку и дать оценку действиям сотрудников конвоя», − полагает он.