Главная страница » Полезные статьи » Проблемная наркополитика. Все в одну кучу. Не выделение чистого вещества из изъятой смеси.
Итак, на мой взгляд, действующая система борьбы с употреблением и распространением наркотиков и иных веществ, запрещенных к свободному обороту, в России являются малоэффективной и направлено в первую очередь не на устранение причин доступности самих запрещенных веществ и, как следствие, изъятия их из незаконного оборота, а на создание видимости эффективной борьбы правоохранителей с их распространением.
Другими словами, сотрудники органов умело пользуется существующей правоприменительной практикой в данной сфере. Ведь она позволяет им не проводить требующие многочисленных усилий и времени кропотливую работу по установлению организаторов наркобизнеса в России: пресечение оптовых каналов поставки наркотиков, установлению мест их производства или вербовщиков молодежи в так называемые закладчики.
Не могу сказать, что такая работа вообще не проводится. Конечно, проводится, но, к сожалению, ее масштабы оставляют желать лучшего. Большинство же результатов правоохранителей в борьбе с оборотом наркотиков достигается именно за счет выявления и совершения преступлений в отношении действий, совершенных с разовыми дозами запрещенных веществ. И видимость эффективности работы создается за счет количества выявленных фактов приобретения хранение наркотических
средств и психотропных веществ и сбыта в крупном размере, который квалифицируется следствием и в дальнейшем судами как тяжкие и особо тяжкие преступления. Ведь как красиво отчитываться руководителям правоохранительных органов о большом количестве раскрытых тяжких и особо тяжких преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков. Но при внимательном рассмотрении получается, что так называемый крупный размер для распространенных в настоящее время запрещенных веществ составляет количество вещества более 0,25 грамма, то есть четверти грамма или 1 грамма. А хранение крупного размера — это уже ч. 2 ст. 228 с наказанием от 3 до 10 лет лишения свободы и уже тяжкое преступление. При этом сбыт такого же количества, под которым закон понимает почти любую передачу наркотика иному лицу — уже ч. 4 ст. 228.1 с наказанием от 10 до 20 лет.
И зачастую одна — две разовых дозы уже составляют крупный размер. И здесь важное значение имеет тот факт, что в чистом виде самые распространенные наркотики так называемые курительные смеси, амфетамины и т. д. до потребителя никогда не доходят, и, как правило, представляют собой смесь наркотика и нейтрального компонента, то могут быть лечебные травы из аптеки, нейтральные лекарственные средства, но и другие основы.При этом чистого наркотика в данной смеси содержится очень маленькое количество, которое может быть в десятки раз меньше нейтрального компонента, не являющегося запрещенным и выступающим исключительно в качестве основы с целью удобства употреблять не для действующего наркотического вещества в связи с его мизерным количеством.
И несмотря на малое содержание действующего наркотического средства в смеси, закон работает таким образом, что для их самых распространенных видов размер определяется весом всей смеси, то есть с учетом нейтральных компонентов, которые сами по себе наркотическими средствами или психотропными веществами не являются. Другими словами, для большинства разновидностей веществ чистый наркотик из них не выделяется, и отдельная его масса не устанавливается. Это касается всего списка I Постановления Правительства № 1002, как не устанавливается и концентрация действующего наркотического средства в первоначально изъятом веществе.
Данное правило установлено п.4 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами и психотропными сильнодействующими и ядовитыми веществами». И, как следствие, так называемый не запрещенный законом нейтральный компонент, выступающий исключительно в качестве основы для чистого наркотического средства или психотропного вещества, с целью удобства его употребления, фактически приравнивается к самому наркотику.
В итоге человек фактически привлекается к уголовной ответственности помимо манипуляции с чистым наркотическим средствам и за якобы совершения преступления с нейтральным компонентом как с наркотиком, что, на мой взгляд, является крайне несправедливо. Такая позиция государства в данной сфере неминуемо ведет к необоснованному уголовному преследованию или тяжести уголовного наказания людей, целью которых было приобретение и хранение или сбыт наркотиков в минимальных разовых дозах. При этом формально такое правоприменение является законным. Не являюсь специалистом по степени воздействия наркотиков на организм человека в зависимости от их химического состава и принятого количества. Я не берусь оспаривать обоснованность утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 1002 значительного, крупного и особо крупного размеров наркотических средств и психотропных веществ.
Однако уверен, что нет необходимости обладают специальными знаниями для вывода о несоразмерности ответственности за незаконные действия с веществами, содержащими в своем составе наркотические средства в разных пропорциях с нейтральным носителем, ну или компонентом, хотя и имеющую общую итоговую массу.
Например, возьмем два вещества. В первом веществе содержится 100 % действующего наркотического средства, оно является чистым, без добавления веществ наркотиками не являющихся. Допустим, его общая масса составит 0,25 грамма, что для большинства распространенных запрещенных веществ составляет уже крупный размер. И второе вещество, в котором содержится всего 10 % чистого наркотического средства и 90 % нейтрального компонента.
Причем, как следует из нынешних реалий, именно второе вещество будет составлять от 1 до 3 разовых доз употребления при той же массе 0,25 граммов, тогда как первое вещество будет содержать в себе в 10 раз больше разовых доз, то есть от 10 до 30 при той же массе. Но в условиях действующей наркополитике человек, совершающие действия с первом веществом, будет нести одинаковую уголовную ответственность с человеком, действующим со вторым веществом.
И тогда возникает вопрос: а где же соразмерность и справедливость назначаемого наказания? Ведь фактически для суда назначающего наказания вещества как в первом, так и во втором случае равнозначны.
Или, простыми словами, количество содержащихся в веществах доз наркотика просто не устанавливается. На мой взгляд, абсолютно очевидно, что опасность совершенного преступления с веществом, в котором содержится 30 разовых доз наркотика, в разы превышает общественную опасность манипуляций с веществом в 3-х разовые дозы. Не хочу вдаваться в размышления об опасности для общества последствий незаконных действий с 30 дозами, но такая опасность на порядок выше, также, как и возможные негативные последствия. И, на мой взгляд, в данной части действующее законодательство подлежит реформированию для исправления несправедливого подхода при установлении размеров наркотических средств и психотропных веществ.
Да и само решение лежит на поверхности. Необходимо лишь устанавливать количество чистого наркотического средства или психотропного вещества. В таком случае уголовная ответственность лица, совершающего, например, хранение второго вещества с меньшим содержанием наркотического средства, будет квалифицироваться ни как хранение в крупном размере с мерой ответственности от 3 до 10 лет лишения свободы, а как хранение вне значительного размера, что подразумевает административную ответственность или как хранение в значительном размере, где предусмотрено наказание до трех лет лишения свободы при иной пропорции содержание чистого наркотика.
Учитывая, что Верховным судом ведется целенаправленная политика по гуманизации уголовного наказания, которое позволяет не вешать на человека ярлык судимого. Особенно это касается преступлений легкой и средней тяжести, совершенных впервые. Данные изменения будут полностью способствовать поставленным целям. Ведь в таком случае большинство тяжких преступлений по хранению наркотиков в разовых дозах будут переведены в разряд административных правонарушений или в категорию преступлений небольшой тяжести, и что, в свою очередь, позволит избежать судимости и сделать выводы о недопустимости дальнейшего совершения подобных преступлений.
При этом такая мера позволит выделить из общего количества граждан имена лиц, причастных к целенаправленному распространению наркотиков. Учитывая объемы действующих наркотических средств, то есть количество разовых доз, и привлечь их к заслуженной уголовной ответственности по всей строгости закона. Конечно, данная мера потребует определенных усилий со стороны государства, таких как разработка методических рекомендаций по проведению данных экспертиз, повышению квалификации экспертов, модернизации оборудование для проведения экспертиз и так далее.
В свою очередь, необходимо признать, что правоохранительные органы не заинтересованы в отделении чистого наркотического средства из изъятых смесей. Так как данная мер коренным образом снизит показатели эффективности их работы, то есть упадет количество раскрытых тяжких и особо тяжких преступлений. Кроме того, в настоящее время в местах лишения свободы находится достаточно большое количество осужденных за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков. Приговоры, в отношении которых необходимо будет пересматривать, что представляет для них определенные трудности. Так как сами наркотические средства уже уничтожены и проведение новой химической экспертизы просто невозможно, но и здесь можно при желании найти решение.
Уверен, что, учитывая социальную направленность нашего государства, в первую очередь именно такая мера будет напрямую способствовать восстановлению справедливости в сфере наказаний за незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ. Однако воз и ныне там. И несмотря на то, что данная проблема поднимается длительное время, никаких изменений в данной части не происходит.