Адвокаты по наркотикам

Условия содержания подозреваемых и обвиняемых в судах будут изменены

31 марта 2025 года

содержание под стражей
Фото Цесельский А.В.

Правительство внесло в Думу поправки в Закон о содержании под стражей касательно нахождения подозреваемых и обвиняемых в помещениях судов для временного пребывания во исполнение постановления КС РФ.

Правительство РФ внесло на рассмотрение депутатов Госдумы поправки в Закон о содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, разработанные во исполнение Постановления Конституционного Суда РФ № 36-П/2024 и регламентирующие условия содержания подозреваемых и обвиняемых в конвойных помещениях судов (законопроект № 876958-8).

Ранее Конституционный Суд признал ст. 7 Закона о содержании под стражей не соответствующей Конституции РФ в той мере, в какой при объективно обоснованном невнесении конвойных помещений, расположенных в зданиях судов общей юрисдикции, в перечень мест содержания под стражей она не обеспечивает определение условий нахождения в таких помещениях для лиц, которые задержаны по подозрению в совершении преступления, а также подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений (подсудимых), в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу. Федеральному законодателю было предписано определить условия нахождения указанных лиц в конвойных помещениях судов общей юрисдикции.

Во исполнение постановления Минюст России подготовил проект изменений, который к моменту внесения в Госдуму подвергся некоторым изменениям. В соответствии с поправками Закон о содержании под стражей дополняется ст. 28.1 «Особенности содержания конвоируемых подозреваемых и обвиняемых в помещениях для временного пребывания, расположенных в зданиях судов», согласно которой в зданиях судов общей юрисдикции при наличии в них помещений для временного пребывания конвоируемых подозреваемых и обвиняемых норма площади на одного человека, требования к материально-техническому оснащению и санитарно-гигиеническому состоянию помещений для временного пребывания будут устанавливаться Судебным департаментом при Верховном Суде.

Подозреваемые и обвиняемые, конвоируемые из мест содержания под стражей, получат бесплатное питание от сотрудников мест содержания под стражей в соответствии со ст. 22 Закона о содержании под стражей. Их медико-санитарное обеспечение будет соответствовать требованиям законодательства в сфере охраны здоровья. Порядок охраны подозреваемых и обвиняемых, находящихся в помещениях для временного пребывания под охраной полиции (в том числе алгоритм приема пищи такими подозреваемыми и обвиняемыми и организации оказания им медпомощи) будет определяться МВД России по согласованию с ФСИН, Генпрокуратурой и Судебным департаментом при ВС РФ, а подозреваемых и обвиняемых, находящихся под охраной воинских частей или военной полиции, будет определяться Минобороны России по согласованию с Генпрокуратурой и Судебным департаментом при ВС РФ. Порядок охраны подозреваемых и обвиняемых, находящихся в помещениях для временного пребывания под охраной органов ФСБ, будет определяться федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности по согласованию с Генпрокуратурой и Судебным департаментом при ВС РФ.

В зданиях судебных участков мировых судей при наличии в них помещений для временного пребывания норма площади на одного человека и требования к материально-техническому оснащению и санитарно-гигиеническому состоянию помещений для временного пребывания будут определяться законодательством субъекта РФ в соответствии с требованиями федерального законодательства. Планируется, что поправки вступят в силу с 1 июля 2026 г.

Ранее адвокат МКА «Град» Азамат Дадов, комментируя законопроект Минюста России, отмечал, что дефицит нормативного регулирования условий нахождения подозреваемых и обвиняемых в конвойных помещениях судов на уровне федерального законодательства может сохраниться, так как предлагаемые поправки, возможно, не решат ключевые проблемы ввиду неконкретизированных, бланкетных норм. «Кроме того, представляется спорной формулировка касательно наличия возможности для оборудования помещений для временного пребывания конвоируемых подозреваемых и обвиняемых. Ведь очевидно, что все люди равны перед законом и судом. То есть если в некоторых судах такая возможность появится, а в других ее не будет, то затронутые в Постановлении КС № 36-П/2024 права человека и гражданина станут напрямую зависеть от конкретного суда. Между тем постановления Конституционного Суда обязательны на всей территории России для всех судебных органов государственной власти». 

Адвокат, старший партнер АБ ZKS Андрей Гривцов счел, что поправки носят производный по отношению к Постановлению КС № 36-П/2024 характер. «Конституционный Суд указал на необходимость законодательного регулирования условий содержания подозреваемых и обвиняемых, доставленных в суды для участия в судебных заседаниях. Другой вопрос, что даже после принятия соответствующего закона проблема ненадлежащих условий содержания в конвойных помещениях, полагаю, вряд ли может быть оперативно решена. Дело в том, что для этого может потребоваться перестройка многих устаревших зданий судов, в которых недостаточно места для оборудования таких помещений с нормальными условиями содержания. В любом случае правильно, что Конституционный Суд, а за ним и законодатель обратили внимание на острую проблему и стали принимать для ее устранения меры», – заключил он.

Председатель президиума КА «Лапинский и партнеры» Владислав Лапинский ранее отмечал, что вносимые в федеральное законодательство изменения, на его взгляд, лишь частично соответствуют требованиям содержания конвоируемых лиц в судах, на которые указал КС. «Напомню, Конституционный Суд отметил, что условия содержания подозреваемых и обвиняемых в конвойных помещениях судов должны быть ясно, доступно и предельно жестко регламентированы федеральным законодательством. КС также подчеркнул, что лица, в отношении которых избрана мера пресечения в виде содержания под стражей, не должны быть лишены конституционных гарантий во время вынужденного нахождения в условиях изоляции в судах и других местах, прямо не перечисленных в Законе о содержании под стражей», – пояснил он.

Адвокат добавил, что согласно позиции КС именно федеральный законодатель обязан регулировать эти вопросы, именно федеральные власти должны принять на себя решение задач, связанных с обеспечением условий содержания лиц, находящихся под стражей, в судах. Однако, по мнению Владислава Лапинского, вместо прямого регулирования федеральным законом нормы площади конвойных помещений в судах и условий содержания в них лиц, содержащихся под стражей, разработанный Минюстом проект содержал оговорки, в частности «при наличии возможности», «определяется федеральным органом исполнительной власти», а регулирование условий содержания этих лиц в помещениях мировых судей предложено отнести к компетенции субъектов РФ.

Советник ФПА РФ Нвер Гаспарян указывал, что поправки однозначно улучшат положение лиц, содержащихся под стражей, во время их пребывания в зданиях судов. «Так, данные лица будут обеспечиваться бесплатным питанием и медико-социальным обслуживанием. Предусматриваются также норма площади и материально-техническое оснащение помещений для их содержания. Вместе с тем конкретные условия и параметры не определяются законом, а устанавливаются иными нормативно-правыми актами. Из очевидных недостатков проекта следовало бы отметить, что в законопроекте прописано: при наличии возможности в судах оборудуются соответствующие помещения. Словосочетание “при наличии возможности” может свести на нет благие намерения Конституционного Суда и законодателя», – резюмировал он.

Источник: Адвокатская газета

Яндекс.Метрика