Главная страница » Блог руководителя » Конституционный суд может встать на защиту прав граждан как альтернатива ЕСПЧ?
Свое мнение о роли ЕСПЧ при защите прав наших граждан и влиянии его решений на реформирование уголовного законодательства в нашем государстве я высказывал в отдельной статье.
Конечно, Конституционный суд вполне мог бы стать своеобразной альтернативой Европейского суда в России при рассмотрении жалоб по уголовным делам, однако в настоящее время, без его серьезного реформирования, в качестве такой альтернативы он на мой взгляд выступать не может и вот почему:
Первое —
Несмотря на то обстоятельство, что позиции, выраженные в решениях Конституционного суда обязательны на всей территории Российской Федерации для всех исполнительных и главное судебных органов государственной власти, то есть всех судов в России, фактически они не исполняются судами при рассмотрении уголовных дел, а ссылки защиты на решения Конституционного суда просто игнорируются в приговорах, либо его решениям дается удобная судам оценка.
Таким образом, прежде чем говорить об усилении роли Конституционного суда при защите прав граждан в нашем государстве, необходимо добиться как минимум исполнения его решений судами Российской Федерации.
На самом деле Конституционный суд еще с 1999 года в своих решениях обозначал позиции о роли и оценке результатов проведенных оперативно-розыскных мероприятий, о том, что ни не являются доказательствами, а сведениями о показаниях оперативных сотрудников и другие.
Однако, на протяжении почти двадцати лет выводы, изложенные в данных решениях, не принимались судами, рассматривающими уголовные дела, не находили отражения в судебных решениях, а фактически игнорировались.
В том числе это касается и Верховного суда Российской Федерации.
И данные нормы стали реализовываться только после относительно недавнего указания на них именно Верховным судом.
То есть роль Конституционного суда на сегодняшний день в реформировании уголовного законодательства ничтожно мала, так как его решения исполняются только на словах представителей власти.
Второе —
Считаю, что в данный момент Конституционный суд, не способен выявлять существенные и основополагающие нарушения прав граждан по уголовным делам и принимать соответствующие решения, так как судьи Конституционного суда все являются выходцами из судебной системы Российской Федерации с устоявшимися мнениями и подходами к разрешению дел.
Я не говорю, что они не являются профессионалами, нет, но считаю, что они не могут посмотреть на назревшие проблемы в уголовном судопроизводстве под другим углом, не могут изменить свой глубинный подход к правам человека, так как являются частью системы.
А ведь для рассмотрение вопросов, связанных в том числе со справедливостью судебного разбирательства, необходимо как минимум не являться частью системы, и мыслить не зависимо от большинства находящихся в ней.
Таким образом, на мой взгляд для достижения цели осуществления Конституционным судом особой роли при защите прав граждан в России необходимо привлечь в его состав юристов, не являющихся выходцами из системы правоохранительных органов, прокуратуры или судов различных уровней.
Нужен свежий взгляд на существующие проблемы, новые люди.
При этом, в России достаточное количество уважаемых юристов из адвокатского корпуса, преподавателей ведущих юридических вузов, правозащитников.
Ведь без обновления состава Конституционного суда добиться желаемого результата просто невозможно.
Я не говорю, что надо рубить с плеча и сразу резко менять всех судей, нет, но можно обновлять их состав привлечением указанных мной специалистов, которые будут задавать новое направление при защите прав наших граждан.
Третье —
Как мне видится, в настоящее время у нас существует тесная связка руководства судов и правоохранительных органов, которые действуют в одном направлении, которое всех устраивает.
Цели и задачи у них совпадают и желания менять ситуацию нет.
Нет и какой-то здоровой конкуренции Конституционного и Верховного судов в части создания прецедентов и новых веяний в уголовном законодательстве, которые будут способствовать защите прав граждан.
И я задаюсь вопросом: почему бы Конституционному суду, ведь он является частью судебной системы государства в отличии от ЕСПЧ, не анализировать правоприменительную практику в России и не высказывать мнение суда по определённым вопросам именно по своей инициативе, не дожидаясь поступления жалоб граждан или обращений со стороны власти.
Я привел только лежащие, на мой взгляд, на поверхности причины почему Конституционный суд в настоящее время не может являться органом, который будет эффективно защищать права наших граждан как альтернатива ЕСПЧ.