Адвокаты по наркотикам

Оперативно-розыскное мероприятие (ОРМ) "Проверочная закупка"

Необходимо начать с того, что целью проведения оперативно-розыскного мероприятия «Проверочная закупка» является создание сотрудниками оперативных подразделений условий для приобретения запрещенных в гражданском обороте предметов, либо веществ у разрабатываемого ими лица. Это могут быть наркотические средства и психотропные вещества, сильнодействующие либо ядовитые вещества, оружие, программное обеспечение, либо что-то другое.

Важно отметить, что проведение ОРМ «Проверочная закупка» возможно только в том случае, если у оперативных подразделений имеются конкретные данные о причастности разрабатываемого лица к совершению преступлений, оно совершает подобные преступления либо намеренно их совершить. Другими словами, при наличии у оперативных сотрудников сведений о совершенных, совершаемых, либо готовящихся преступлениях, а также о лицах их подготавливающих, совершающих, либо уже совершивших преступление. В том случае если нет достаточных данных для возбуждения уголовного дела.

Оперативно-розыскное мероприятие «Проверочная закупка» проводится на основании постановления о его проведении утвержденного руководителем либо заместителем руководителя органа осуществляющего оперативно-розыскную деятельность. Данное условие является обязательным для проведения «Проверочной закупки», в противном же случае, при отсутствии в материалах уголовного дела, указанного мной постановления, результаты ОРМ «Проверочная закупка» являются недопустимыми доказательствами, и не могут использоваться при доказывании.

ФЗ "Об ОРД"
Источник: flectone.ru

Важным для проведения ОРМ «Проверочная закупка» является наличие обоснованного подозрения в отношении разрабатываемого лица, о причастности его к совершению подобных преступлений, и как следствие наличие у оперативных сотрудников проверяемой информации о причастности такого лица совершению подобных преступлений. 

В противном случае если такой информации оперативные сотрудники до начала проведения ОРМ не обладали, то речь может идти о провокации преступления. Если кратко, то под провокацией на совершение преступления, в данном случае на сбыт наркотических средств либо психотропных веществ принято понимать искусственное создание умысла у лица, на совершение данного преступления оперативными сотрудниками полиции, либо связанными с ними лицами, то есть их агентами. 

При этом без вмешательства оперативных сотрудников полиции, либо их агентов, данное лицо преступление бы не совершило. Наряду с этим и ранее к совершению подобных преступлений было не причастно. В качестве закупщика при проведении ОРМ могут выступать как сами оперативные сотрудники полиции, так и привлеченные ими на добровольной основе лица, при отсутствии у них заинтересованности в результатах проведения «Проверочной закупки» и зависимости от сотрудников полиции. 

Нередки случаи, когда личные данные закупщика оставляют в тайне, то есть делают его фактически засекреченным свидетелем, и обычно такое происходит как раз в тех случаях, когда сотрудники полиции пытаются скрыть заинтересованность такого свидетеля либо зависимость от них. Кроме того, к участию в «Проверочной закупке» привлекаются так называемые незаинтересованные граждане, которые в дальнейшем смогут подтвердить порядок проведения ОРМ, а также, в случае если они это наблюдали, сами факт передачи наркотического средства. 

При этом сведения и предметы полученные по результатам проведения «Проверочной закупки» должны позволять сформировать на их основе доказательства в соответствии с требованиями Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации. То есть изъятые предметы должны быть надлежащим образом упакованы, а при необходимости участвующие лица досмотрены с участием незаинтересованных граждан. Участие незаинтересованных граждан, по аналогии с понятыми, как при личном досмотре закупщика до проведения ОРМ, такте и после его проведения при добровольной выдачи, изъятии наркотических средств либо психотропных веществ, осмотре, копировании, пометке, выдаче денежных средств закупщику, при осмотре транспортных средств, если они задействованы в ходе проведения «Проверочной закупки» также является обязательным.

Важно также отметить, что в ходе проведения «Проверочной закупки» не должно быть так называемых слепых зон, речь о тех случаях, когда закупщик полностью выпадал из поля зрения оперативных сотрудников и незаинтересованных граждан, то есть какое то время находился без наблюдения и теоретически данный период времени мог каким-либо образом приобрести наркотическое средство либо психотропное вещество, которое в дальнейшем им будет выдано оперативным сотрудником полиции, как якобы приобретенное у сбытчика в отношении которого проводится закупка.

Вместе с тем результаты оперативно-розыскной деятельности, а конкретно ОРМ «Проверочная закупка» могут использоваться при доказывании только в том случае, если они были представлены следствию на основании постановления руководителя либо заместителя руководителя органа, проводящего оперативно-розыскные мероприятия в установленном законом порядке. Также хочу отметить, что согласно Постановлению Пленума Верховного Суда № 14, по уголовным делам, связанным с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сбыт таких наркотических средств либо психотропных веществ квалифицируется как оконченное преступление без ссылки на ч. 3 ст. 30 Уголовного кодекса. Сам же ход проведения ОРМ «Проверочная закупка» условно можно разделить на три этапа.

Итак, первый этап — подготовительный. Первое с чего начинается подготовка к проведению «Проверочной закупки» является получение оперативными сотрудниками информации о причастности какого-либо лица к сбыту наркотического средства либо психотропного вещества. Далее должна быть проведена проверка достоверности данной информации, в рамках проведения других оперативных мероприятий. Это могут быть опросы, прослушивание телефонных переговоров и так далее. То есть любыми законными способами, которые позволяют убедиться в том, что у разрабатываемого лица умысел на совершение преступлений сформировался самостоятельно.

ОРМ "Проверочная закупка"
Источник: tuapsevesti.ru

Далее оперативными сотрудниками должен быть оформлен соответствующий рапорт, о наличии у них оперативной информации в отношении какого-либо лица, о причастности его незаконному сбыту наркотиков. После этого на добровольной основе должен быть подобран закупщик, который будет участвовать при проведении ОРМ «Проверочная закупка», с него должно быть получено письменное согласие, о добровольности его участия при проведении ОРМ. 

Далее должно быть вынесено постановление о проведении оперативного-розыскного мероприятия «Проверочная закупка», которое утверждается руководителем либо заместителем руководителя органа осуществляющего оперативно-розыскную деятельность. При этом хочу отметить, что лицо в качестве закупщика может быть подобрано как до вынесения постановления о проведении ОРМ, так и после его вынесения. 

Далее переходим к активной стадии проведения «Проверочной закупки». Первым делом к ее проведению оперативными сотрудниками должны быть привлечены незаинтересованные граждане. Проведён личный досмотр закупщика на предмет отсутствия у него наркотических средств либо

психотропных веществ до начала проведения ОРМ, помечены, осмотрены и вручены денежные средства закупщику, и в случае использования, осмотрены и вручены закупщику технические средства фиксации хода проведения ОРМ. С участием незаинтересованных граждан проведен осмотр транспортного средства, если оно используется в ходе проведения оперативно-розыскного мероприятия, например, сотрудники полиции и незаинтересованные граждане и закупщик на каком-то автомобиле следует к месту проведения самого мероприятия. Далее закупщик должен проследовать к месту проведения сделки, при этом весь его путь должен наблюдаться либо оперативными сотрудниками полиции, либо незаинтересованными граждан, и далее происходит встреча закупщика и предполагаемого сбытчика наркотиков, в рамках которой закупщик, например, передает денежные средства сбытчику, если он этого не сделал ранее, а сбытчик в свою очередь передает ему запрещенные вещества. 

При этом факт передачи должен либо наблюдаться оперативными сотрудниками полиции, в том числе в рамках проведения ОРМ «Наблюдение», либо незаинтересованными гражданами, либо фиксироваться техническими средствами, то есть видео съемкой. После приобретения наркотического средства либо психотропного вещества закупщик возвращается к оперативным сотрудником полиции и далее, либо на месте, либо он под наблюдением опять с ними и незаинтересованными гражданами следует в отдел полиции, им выдаются приобретенные наркотические средства либо психотропные вещества. Далее в случае использования технических средств фиксации, закупщик выдает данные технические средства сотрудникам полиции, проводится его личный досмотр на предмет отсутствия при нем наркотических средств либо психотропных веществ, после их добровольной выдачи сотрудникам полиции и если использовалась транспортное средство, то данное транспортное средство также осматривается. 

Потом происходит завершающая стадия проведения оперативно-розыскного мероприятия «Проверочная закупка», то есть оформляются все документы по результатам ее проведения. Это акт «Проверочной закупки», опрашиваются не заинтересованные граждане, сотрудники полиции, закупщик, выданные закупщиком в рамках проведения «Проверочной закупки» вещества направляются оперативными сотрудниками на предварительное исследование. Если же предварительным исследованием будет установлено, что данные вещества являются наркотическими средствами либо психотропными веществами, то регистрируется соответствующий рапорт о наличии признаков преступления. Именно данный рапорт регистрируется в книге учета сообщений о преступлении.

Особо хочу отметить, что рапорт о наличии признаков преступления, по результатам проведенного ОРМ «Проверочная закупка» регистрируется уже после ее проведения, а не перед началом, и именно данный рапорт является основанием для возбуждения уголовного дела. В случае если «Проверочная закупка» проводилась негласно, то материалы оперативно-розыскной деятельности подлежат обязательному рассекречиванию на основании постановления вынесенного руководителем или заместителем руководителя органа осуществляющего оперативно-розыскную деятельность.

Также данными лицами утверждается постановление о предоставлении результатов ОРМ «Проверочная закупка» следователю в целях доказывания по уголовному делу, и уже при наличии указанных мной постановлений документы, в которых отражен ход проведения ОРМ «Проверочная закупка», а также вещества, либо предметы полученные по результатам ее проведения, фактически передаются следствию. Также имейте ввиду, что лицо в отношении которого проводилась ОРМ «Проверочная закупка» может быть задержано как сразу после передачи им закупщику запрещенных веществ, так и позже, то есть на усмотрение оперативных сотрудников. То есть оперативно-розыскные мероприятия в отношении предполагаемого сбытчика могут быть продолжены оперативными сотрудниками полиции в целях выявления иных соучастников совершении данного преступления, в целях установления каналов поступления наркотических средств либо психотропных веществ, мест их хранения, выявления преступных связей разрабатываемого лица, а также в целях выявления производства наркотических средств либо психотропных веществ, при наличии соответствующей информации у них.

Имейте ввиду, что если при проведении повторных «Проверочных закупок» у одного и того же лица в постановлении об их проведении не указаны новые цели и задачи, а по результатам проведения повторных «Проверочных закупок» не было установлено новых оперативно-значимых результатов, о которых я говорил выше, то такая проверочная закупка является провокационной и не соответствует требованиям закона. Сами же результаты ОРМ «Проверочная закупка» обычно оформляются актом ее проведения, с приложением к нему оперативно-служебных документов. Это различные акты досмотров, выдачи, изъятия и так далее. При этом часто при проведении «Проверочной закупки» также проводятся оперативно-розыскное мероприятие «Наблюдение» за закупщиком, либо за предполагаемым сбытчиком. 

Вдобавок в дальнейшем помимо акта проведения ОРМ и оперативно-служебных документов следователю обязательно передается постановление руководителя либо заместителя руководителя органа, проводящего оперативно-розыскное мероприятие, о проведении соответственно данной «Проверочной закупки». А также рапорт оперативного сотрудника составленный до утверждения постановление о проведении «Проверочной закупки» о наличии у оперативных служб информации о причастности разрабатываемого лица к сбыту наркотических средств либо психотропных веществ. При соблюдении указанных мной условий, отсутствии провокации преступления, а также передаче материалов оперативно-розыскной деятельности следователю в установленном законом порядке, результаты ОРМ «Проверочная закупка» могут использоваться при доказывании.

Яндекс.Метрика